
Среднетоннажные грузовики ГАЗ-3310, ГАЗ-33104, и 33106, или попросту Валдаи различных модификаций оснащены пневматической системой тормозов системой с приводом, образованным двумя контурами и тормозами дискового типа как на передних, так и задних колесах. Плюс к этому на этих машинах установлена ABS – антиблокировочная система тормозов. Также большинство валдаев оборудованы системой электронной сигнализации износа тормозных колодок, которая сама оповестит владельца автомобилчя о том, что колодки пора бы и заменить.
В качестве резервной системы торможения этого автомобиля присутствуют дополнительные тормоза на передней, а также задней осях. Система эта, хоть и не нова, но достаточно эффективна, чтобы обеспечить Валдаю хорошую управляемость и минимальный тормозной путь. Разумеется, учитывая, что Валдай принадлежит к классу среднетоннажных автомобилей с грузоподъемностью в 5 тонн.
Величина тормозного пути – одна из важнейших характеристик автомобиля. Эта цифра указывает на то, какое расстояние проходит автомобиль после того, как его водитель надавит на педаль тормоза, и до его полной остановки (все мы, и водители, и пешеходы, прекрасно понимаем, что, с какой бы скоростью ни двигался автомобиль, его невозможно остановить мгновенно). Разумеется, что у каждого транспортного средства размер тормозного пути – цифра сугубо индивидуальная и зависит она от множества факторов. Но существует разработанная специалистами таблица т.н. «усредненных значений» этого параметра, из которой можно узнать, каким тормозным путем должен в идеале обладать автомобиль определенной массы при определенной скорости. Тот факт, что при увеличении скорости автоматически увеличивается и длина тормозного пути как при плановом, так и при экстренном торможении, сомнения ни у кого не вызывает.
Говоря о величине тормозного пути, не лишним будет отметить, что его теоретическая величина всегда будет меньше той, что окажется на практике. Ведь с момента обнаружения водителем опасности до того, как он вдавит педаль тормоза в пол, тоже проходит какое-то время и автомобиль за это время тоже проходит какое-то расстояние. На эту часть тормозного пути мы повлиять не как не можем – скорость реакции человека увеличить подкручиванием гаек или заменой тормозных дисков невозможно, зато каждый водитель не только может, но и обязан следить за состоянием тормозной системы автомобиля, чтобы она всегда была работоспособной и не подвела в нужный момент.
Принцип работы тормозной системы Валдай
Из двух тормозных систем, которые использует Валдай на дороге, наибольшей эффективностью обладает, конечно же, основная. Принцип ее работы незамысловат: водитель в момент даже легкого касания педали тормоза тем самым заставляет двигаться поршень главного тормозного цилиндра. Тот, перемещаясь по цилиндру, под все возрастающим давлением проталкивает воздух по патрубкам к тормозным механизмам передних и задних колес, которые заставляют тормозные колодки все сильнее давить на тормозные диски – таким образом, силы трения между ними все возрастают и под их воздействием колеса перестают вращаться. На большей части современных автомобилей, в том числе и на валдаях всех модификаций присутствуют механизмы торможения фрикционного типа, в основе действия которых лежат силы трения. Проще говоря, это стандартные дисковые тормоза. Их конструкцию составляют следующие элементы: Суппорт (он мертво крепится к подвеске автомобиля); тормозных цилиндров – наружного и внутреннего – с двумя колодками (эти детали находятся в суппорте) и жестко закрепленный на ступице колеса тормозной диск.
Чем интенсивнее водитель нажимает на педаль, тем с большей силой колодки прилегают к дискам, тем сильнее возникающая между ними сила трения и, соответственно, тем интенсивнее происходит процесс торможения. Теоретически, если вдавить педаль тормоза в пол, то автомобиль остановится моментально. Правда, после этого потребуется немедленная замена колодок Валдай. К тому же, законы физики еще никто не отменил, в частности, силу инерции. При резком торможении она либо заставит машину проскользить несколько метров на заблокированных колесах, либо просто перевернет автомобиль через кабину. По счастью, одномоментно заблокировать колеса Валдая, нажав на педаль тормоза, пусть даже выжав ее полностью, невозможно – этому противодействует установленная на этом автомобиле антиблокировочная система тормозов.
Возможные неисправности тормозной системы и замена задних колодок валдай
Понятно, что и тормозные диски, и колодки – это детали повышенного износа. Если в остальных узлах и подвижных соединениях деталей автомобиля сила трения нежелательна и с ней ведется постоянная борьба (соприкасающиеся детали смазывают, подвижные узлы оснащают различного рода подшипниками), то в тормозах сила трения – основа основ их работы. Когда, например, она уменьшается (а происходит это по разным причинам, но, чаще всего, в результате попадания в рабочий механизм тормозов воды, выполняющей роль смазки), тормозной путь автомобиля увеличивается. Водитель привычно давит на педаль тормоза, а машина его не слушается и продолжает движение с прежней скоростью. Это колодка просто-напросто скользит по диску, не вызывая сопротивления вращению колеса.
Чтобы понять, что с основной системой торможения автомобиля не в порядке и требуется замена колодок Валдай, вовсе не обязательно заглядывать под днище автомобиля и рассматривать состояние дисков и колодок. Не почувствовать, что машина вдруг стала хуже реагировать на нажатие педали тормоза, просто невозможно. В большинстве случаев это говорит о том, что срочно требуется замена задних колодок Валдай.
О том же скажет и такой симптом: в процессе торможения автомобиль уводит в ту или иную сторону. Скорее всего, это серьезно износилась одна из задних тормозных колодок (если автомобиль уводит вправо, значит, чрезмерному износу подверглась левая колодка, и наоборот). О том же скажет и чрезмерный шум или скрип, возникающий в районе задних колес автомобиля при его торможении. Такой же эффект вызывает загрязнений колодок и дисков, а также попадание между ними посторонних предметов. В этом случае посторонние звуки вскоре исчезнут сами по себе, а вот если они возникли в результате износа деталей, то в дальнейшем будут только усиливаться.
Неполадки, возникшие вследствие износа задних тормозных колодок, легко устраняются при обращении в автосервис. Старые колодки мастер заменит на новые в считанные минуты.
Как часто требуется замена задних колодок Валдай? Точного ответа на этот вопрос нет: по мере износа. А на скорость износа тормозных колодок, как мы уже говорили, влияет множество факторов. Просто слушайте свой автомобиль, научитесь его чувствовать, и тогда вы не пропустите момент, когда нужно будет произвести замену колодок.