Водяная помпа служит для обеспечения циркуляции в двигателе автомобиля охлаждающей жидкости. Проходя сквозь нагретый двигатель, эта жидкость, охлаждая его, сама нагревается, после чего поступает в радиатор, где охлаждается сама под воздействием потоков воздуха. Это, назовем его по аналогии с анатомией, большим кругом обращения охлаждающей жидкости. Но есть еще и, будем его называть так, малый круг – через систему отопления салона Газели. Когда водитель включает печку кабины, часть нагретой двигателем охлаждающей жидкости направляется в радиатор печки, отдавая свое тепло воздуху салона (чем большая часть охлаждающей жидкости потечет в радиатор печки, тем интенсивнее будет ее работа). Свое название – водяная помпа – этот насос получил еще в те далекие времена, когда в радиатор автомобиля заливалась обыкновенная вода.
Признаки неисправности и замена помпы на газель бизнес
Если поломка бензонасоса становится заметной сразу – двигатель без топлива просто глохнет, – то поломка водяной помпы может до поры до времени не ощущаться. Тем она и опасна. Поводом проверить работоспособность водяной помпы станет один из следующих сигналов: стрелка прибора, показывающего температуру ОЖ, перемещается в красный сектор (как показывает практика, после того, как стрелка отклоняется вправо до упора, выходит из строя и сам термометр, так что, если вы вдруг заметили, что температура ОЖ чересчур низкая, на практике это может означать обратное). Поэтому на газелях последних модификаций на приборной панели присутствует дополнительная тревожная лампочка, которая при перегреве двигателя загорается.
Тогда его запах может ощущаться в кабине, особенно, если его протечка произошла в контуре системы отопления салона. При появлении запаха охлаждающей жидкости в салоне немедленно выключите печку (если та работает) – это, возможно, позволит временно перекрыть канал вытекания ОЖ. Поломка водяной помпы может сопровождаться скрежетом и свистом, доносящимся из-под капота Газели, а также появлением под капотом на асфальте мокрого пятна, образованного вытекшей охлаждающей жидкостью.
Причин поломок как водяной, так и топливных помп существует много – сломаться либо подвергнуться износу может любая из деталей этих насосов, поэтому диагностика, ремонт и, в случае необходимости, замена помпы Газель Бизнес – работа для опытного мастера.
В ряде случаев возможен ремонт вышедших из строя насосов, но тут следует понимать одну простую вещь: если агрегат начал «сыпаться» по причине своего возраста, поломкой или износом одного из его элементов процесс постепенного выхода из строя насоса не ограничится. Ремонтируя старый насос, вы не даруете ему новую жизнь, а продлеваете старую.
Тем более, что стоят эти агрегаты недорого, а выбор водяных и топливных двигатель Камминз достаточно широк. Эти помпы отличаются друг от друга не только качеством сборки и ресурсом, но и мощностью. Поэтому, выбирая новую помпу для своей Газели, прислушайтесь к советам специалиста.
Два сердца вашего автомобиля
Так, например, циркуляция жидкостей не только в двигателе, но и в любых других системах автомобиля, осуществляется посредством насосов – точно так же, как под воздействием сердечной мышцы происходит циркуляция крови в человеческом организме. Разница лишь в том, что у человека один насос – сердце, – а у автомобиля этих насосов несколько и называются они помпами. Поэтому помпу вполне можно называть сердцем автомобиля.
Функция первой состоит в бесперебойной подачи топлива (дизельного либо бензина) в двигатель. До недавнего времени, когда в качестве дозатора топлива в автомобилях использовался карбюратор, топливная помпа была механической и ее вал раскручивался непосредственно двигателем при помощи прямой ременной передачи. Поршень помпы, совершая поступательные движения, толкал диафрагму, создавая тем самым в карбюраторе область пониженного давления, благодаря чему топливо туда и попадало. С появлением более совершенного, электронного, механизма дозирования топлива – инжектора – изменилась и топливная помпа: из механического она превратилась в электронасос, сохранив при этом все свои функции. Итак, топливная помпа во всех типах двигателей внутреннего сгорания служит не только для доставки топлива в двигатель с определенной скоростью (а двигателей разных мощностей эта скорость разная), но и для поддержания в топливной системе постоянного давления (для большинства двигателей оно составляет порядка 700 атмосфер). Регулируется это давление специальным датчиком, который в случае необходимости срабатывает, заставляя открываться возвратный клапан, и излишки топлива сливаются обратно в бак.
Его основные элементы – это вращающийся в процессе работы помпы коллектор и скользящие по нему щетки (именно этот узел помпы чаще всего и выходит из строя). На вал помпы крепится ротор, который и проталкивает топливо в двигатель. Устанавливается топливная помпа либо в бензобаке, либо, в случае Газели Бизнес, на баке – в противном случае для ее замены требовалось бы разрезать бензобак. Это основной топливный насос Газели. Но есть в Газели Бизнес, на которой установлен двигатель Камминз, и еще один топливный насос – так называемый насос высокого давления, который подает дизельное топливо в общую для всех рабочих цилиндров двигателя магистраль. Причем, интенсивность работы этого насоса нисколько не зависит от частоты вращения двигателя. Выход из строя любого этого насоса влечет за собой нарушение подачи топлива в двигатель и его остановку.
Она представляет собой прочный герметичный корпус, в котором проходящем вдоль него валу закреплена крыльчатка, проталкивающая охлаждающую жидкость. Вал помпы соединен с двигателем посредством ременной передачи и, соответственно, чем выше обороты двигателя, тем интенсивнее работает помпа. Эта зависимость оправдана: чем быстрее работает двигатель, тем сильнее он нагревается и, соответственно, тем более интенсивное охлаждение ему требуется. Неисправность водяной помпы неминуемо ведет к перегреву двигателя. Если своевременно эту неисправность не устранить, дело может дойти до загнутых клапанов и капитального ремонта мотора Газели.