Маятниковый рычаг или, как его нередко называют, просто маятник, служит для обеспечения синхронности поворота передних колес автомобиля. Не сконструируй в 1886 году Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах первый четырехколесный автомобиль, и сегодня бы машины обходились без маятникового рычага, ибо, если требуется повернуть на определенный угол лишь одно колесо, достаточно простого руля (как, например у мотоцикла), а в переднеприводном автомобиле этой цели служит реечный механизм. При повороте двух колес важно обеспечить синхронность их поворота – за это и отвечает маятник.
Вал рулевого редуктора передает поворот рулевого колеса на одну тягу с одной стороны. Маятник перераспределяет это усилие в равной мере на оба колеса. Состоит он из вертикальной оси и собственно рычага, иначе называемого сошкой. К ней крепится вторая, правая, рулевая тяга. Таким образом, маятник является дополнительной точкой опоры для рулевой трапеции, которую образует рейка и ее наконечники. С одной стороны она опирается на редуктор, с другой – на маятник.
Маятниковый рычаг стоял еще на том самом детище Готтлиба Даймлера, на котором его супруга совершила первое в мире автомобильное путешествие длиной в 30 километров, доказав всем и вся, что автомобиль это средство передвижения и управлять им может и женщина. А если покопаться в чертежах величайшего механика-теоретика всех времен и народов Леонардо Да Винчи, то прообраз маятникового механизма можно найти и там.
Конструкция маятникового рычага Соболя
Маятниковый механизм состоит из цельнометаллического корпуса цилиндрической формы со специальными креплениями, посредством которых он фиксируется на лонжероне кузова машины. В большинстве своем корпуса маятниковых механизмов изготавливают из различных сплавов на основе алюминия, но в автомобилях семейства Газель и, в частности, на Соболе корпус маятника чугунный. Конструкторы Соболя отдали предпочтение этому материалу по причине его высокой устойчивости к истиранию. Сквозь отверстие в центральной части корпуса проходит ось, к нижней части которой под прямым углом прикреплена сошка (собственно маятник). Наличие оси делает маятник подвижным (отсюда, кстати, и название этой детали). Итак, один конец маятника прикреплен к оси, второй же имеет возможность свободно двигаться в определенном секторе.
Замена маятникового рычага на соболе
По причине того, что маятнику приходится постоянно перемещаться влево-вправо, он подвержен износу не менее других узлов рулевого механизма. Более того: на маятник через рулевые тяги передаются удары, возникающие при езде по неровной дороге. Причем, удары эти порой оказываются столь сильными, что способны погнуть маятник. Еще одна причина, по которой замена маятникового рычага на Соболе производится достаточно часто, это наличие в его механизме постоянно трущихся друг о друга деталей. Для того, чтобы уменьшить возникающие при этом разрушительные силы трения, маятниковый механизм снабжен двумя втулками. Они значительно надежнее традиционно используемых для этих целей подшипников качения и подвержены только истиранию. Порой ремонт маятникового механизма ограничивается лишь заменой износившихся втулок. К тому же их износ происходит постепенно, что гарантирует владельца Соболя от внезапного выхода из строя маятника. Но, если втулки долго не менять, рулевой механизм Соболя со временем будет работать все хуже: к повороту руля будет требоваться приложение все больших усилий – вплоть до его заклинивания. А люфт оси, увеличиваясь, будет медленно, но верно снижать управляемость автомобилем. Если же ось сильно искривится, то управлять автомобилем станет вообще практически не возможно.
Типичные поломки маятникового рычага
Все это приводит к частой необходимости замены маятника на Соболе. Также ускоренному разрушению этого механизма способствуют быстрая езда, особенно, по плохим дорогам и резкие повороты на большой скорости. При этом сильно изнашивается весь механизм, отвечающий за управление автомобилем (рейка, рулевые тяги, зубчатая передача рулевого вала), в особенности же маятниковый рычаг.
Замена маятника на соболе
Как показывает практика, маятниковый рычаг на Соболе изнашивается где-то за полсотни тысяч километров пробега. Но цифра эта весьма условна – необходимость его замены может возникнуть и раньше, и позже. Но в том, что когда-нибудь она возникнет, можно не сомневаться – слишком большим нагрузкам подвергается эта деталь в процессе эксплуатации автомобиля, чтобы не изнашиваться быстрее других элементов трансмиссии.
Благодаря наличию в этом механизме втулок, существенно амортизирующих маятник и тем самым продлевая срок его службы, большинство возможных неисправности маятникового рычага приходятся именно на них. Они являются, по сути, тем самым «слабым звеном», которое, принимая на себя все нагрузки, первым выходит из строя. Но если в процессе эксплуатации автомобиля начался процесс износа оси маятника, либо вследствие механического воздействия произошла деформация его корпуса, или, что еще хуже, погнулась сошка, то лучше не ремонтировать маятниковый механизм, не тратить на это время, силы и средства, а сразу заменить его новым.
Ведь износ деталей рано или поздно (а если процесс запущен, то, скорее, рано, нежели поздно) даст о себе знать, а, садясь за руль автомобиля, нужно быть стопроцентно уверенным в том, что в дороге он тебя не подведет. Дышащий на ладан маятниковый рычаг не лучший спутник в дороге.
Соболь замена маятника
Снятие, разборка и диагностика маятникового рычага – процедура достаточно трудоемкая и предполагающая наличие у мастера определенной сноровки физической силы. Автомобиль устанавливается на эстакаду или на подъемник, после чего корпус маятника откручивается от лонжерона. И все бы ничего, да вот только отвинтить эти закисшие и обросшие комьями засохшей грязи винты на практике оказывается не слишком просто. Для этого с них сперва аккуратно сбивают налипшую грязь, после чего обрабатывают специальной проникающей жидкостью, которая разъедает ржавчину. И, выждав минут тридцать, можно приступать к съемке маятника.
Замена подшипников маятника на соболе
Впрочем, полностью снимать его нужно не всегда – если его ремонт будет заключаться в замене втулок маятника или их смазке, то полностью отсоединять маятниковый рычаг от рулевой трапеции не придется. Тут главное определиться, в каком объему будет произведен ремонт.
Это позволит вам избежать многих проблем, связанных как с ремонтом маятника, так и с дальнейшей эксплуатацией автомобиля.