Еще пару-тройку десятков лет назад поменять в машине двигатель было невозможно, и основных причин тому было две. Во-первых, новый двигатель было просто не купить, разве что снять с какого-нибудь другого автомобиля. Так автолюбители и поступали: приобретали на авторазборке относительно новый с относительно небольшим пробегом двигатель и ставили его на свою старушку, мотор который к тому моменту успевал выработать свой ресурс несколько раз кряду. Вроде, работает; вроде, можно ездить. И тут начинались бюрократические проблемы. Даже не проблемы, а одно непреодолимая преграда: в СССР двигатель своим номером намертво «привязывался» к автомобилю и замене не подлежал ни при каких условиях. Конечно, находились умельцы, которые и номера перебивали, и проводили регистрацию транспортного средства таким образом, будто это не двигатель на автомобиле сменили, а разбитый в ДТП автомобиль поменял все детали, кроме двигателя. Но такие истории можно пересчитать по пальцам и они являлись, скорее, исключением из правил, нежели закономерностью.
Когда требуется замена двигателя на Валдае
С недавнего прошлого все изменилось. ДГИБДД официально разрешила менять на автомобилях двигатель. Правда, замене мотора сопутствует столько бюрократических препонов, что проще вообще купить новую машину. Ну да когда наших людей останавливали трудности? Тем более, когда дело касается Валдая, на котором объездил всю Россию и буквально сроднился с машиной, изучив ее до последнего винтика. Тем более, что рама, подвеска и кузов Валдая крепкие, их ресурс значительно превышает ресурс двигателя ММЗ и даже австрийского Стайера, одно время ставившегося на эти машины. Что ж, если в машине двигатель дешевле заменить, чем в очередной раз ремонтировать, весь автомобиль отправлять под пресс?
- Мотор требуется заменить на новый по причине тотального износа большинства его комплектующих. С валдаями это происходит сплошь и рядом. Рассчитан он на дальние поездки, а состояние наших дорог далеко от идеального состояния, да и грузоподъемность у Валдая немаленькая – 5 тонн, – и даже если владелец машины ее не перегружает, двигателю машины приходится несладко. Вот и рассыпаются старенькие ММЗ-245, едва успев выработать свой официальный ресурс. Другое дело, более современный, мощный и долговечный Камминз, но их, к сожалению, начали ставить только на валдаи последней модификации. Кроме износа двигатель может быть признан непригодным для ремонта только после серьезного ДТП, но в этом случае придется менять не только мотор, но и половину автомобиля, а оно уже того не стоит.
- С появлением двигателя Камминз многие владельцы валдаев предыдущих модификаций загорелись желанием поставить этот двигатель на свой автомобиль. Что ж, эта мечта вполне осуществима – многие автосервисы сегодня предлагают услуг замены двигателя на Валдае. Но тут следует иметь в виду то обстоятельство, что процедура эта не из дешевых и имеет ли она экономическую целесообразность, если старый двигатель еще и работает худо-бедно, и ремонту подлежит? На этот вопрос каждый владелец Валдая, вооружившись калькулятором, пусть ответит сам.
Если менять, то на что?
Снять старый и на его место установить новый двигатель – задача не из простых и требует не только мастерства и грубой физической силы, но и определенного набора оборудования. Не так сложно было заменить мотор карбюраторного типа (почему было – да потому что нынешние двигатели все сплошь инжекторные, а с ними дело обстоит куда сложнее). Более того: в последние годы и отечественные, и, тем более, зарубежные производители дизельных моторов стали настолько плотно фаршировать движки хитрой электроникой, что разобраться в этом хитросплетении разнообразных проводов, реле и датчиков под силу только опытному специалисту. Отсюда главный вывод: установку на Валдай современного дизельного двигателя – того же Камминз 2.8 – можно произвести только в автосервисе. Да и то не в каждом.
Проще всего установить такой же, что был на нем и раньше. И в этом решении есть определенный смысл. Согласитесь, не очень-то рентабельно устанавливать новый дорогой необкатанный повышенной мощности мотор, которому еще служить и служить, на автомобиль, который уже выработал большую часть своего ресурса. А вот тот же Стайер, который рассыплется через несколько лет одновременно с рамой, кузовом и подвеской старого грузовика – вполне логично. Имейте в виду, что, добавив мощности мотору, вы не увеличите грузоподъемность самого автомобиля. А она, кстати, после нескольких лет активной эксплуатации машины и без того заметно снизилась: и рессоры Валдая поизносились, и на раме появились заметные следы коррозии – теперь уж его не то что перегружать, но и разрешенные 5 тонн страшновато класть в кузов.
Под капот Валдая идеально встает МАНовский дизельный мотор (тут нужно учитывать тот факт, что под капотом Валдая места для очень мощного мотора может и не хватить – даже старенький ММЗ и тот помещался там с трудом). Или, например, нередко на стареньких валдаях можно встретить тойотовские дизеля устаревших, по европейским меркам, моделей. Эти двигатели, уже снятые в стране восходящего солнца с производства, предприимчивые японцы распродают по всему миру – и, в первую очередь, китайцам (а откуда, вы думаете, на лифанах и ховерах, которые являют собой копии хонд и нисанов третьей четверти прошлого века, японские двигатели?) Эти моторы надежны, долговечны и, главное просты в обслуживании и недороги в ремонте. Есть у них и еще одно достоинство: большинство этих двигателей хорошо знакомы мастерам отечественных автосервисов, так что проблем с их установкой на Валдай возникнуть не должно.
Валдаю повезло еще и с тем, что большинство узлов этого автомобиля были сконструированы таким образом, что они в случае необходимости прекрасно стыкуются с российскими и импортными комплектующими (причем не только семейства газелей), да и сами могут быть успешно заменены на детали других производителей. В смысле взаимозаменяемости деталей российский автопром давно и прочно стоит впереди планеты всей (те автолюбители, что постарше, прекрасно помнят и москвичи с ГАЗовскими фарами, и АЗЛК с ВАЗовской подвеской). Времена изменились, а традиция все автозапчасти, по возможности, стандартизировать, осталась.
Решать, конечно, на каком из них остановиться, вам, но мнение специалиста, которому вы и доверить операцию на сердце своего четырехколесного друга, при этом следует, как минимум, учитывать.
Как ни парадоксально, но наибольшие трудности при замене двигателя на Валдае вызывает не съемка старого, не установка нового, а регистрация старого автомобиля с новым двигателем в ГИБДД. Эту операцию можно попытаться проделать и самому. Как показывает практика, сделать это за один или даже за два дня вам вряд ли удастся. Или поручить ее специалисту – уже не автомастеру, а юристу.