
Система запуска дизельного двигателя (впрочем, она практически не отличается от системы запуска бензинового мотора, так что можно с полным правом говорить о системе запуска двигателя внутреннего сгорания вообще) состоит из замка зажигания, блока управления пуском, аккумуляторной батарее и стартера. Последний, что видно из самого его названия (от англ. «start», то есть начало или пуск), является центральным элементом этой системы. По сути, он является обыкновенным электрическим мотором постоянного тока.
Так, чтобы беспроблемно запустить большинство современных бензиновых моторов, стартеру достаточно обладать мощностью в полтора киловатта, а вот для дизельных двигателей требуются стартеры гораздо большей мощности. Соответствие стартера классу автомобиля можно определить так: его мощности должно хватить, чтобы заставить вращаться коленчатый вал с частотой, как минимум, 5 тыс. об./мин. Соответственно, чем тяжелее коленчатый вал автомобиля, тем большей мощности стартер ему требуется. Мощность стартера большинства двигателей, устанавливаемых на Газели различных модификаций, составляет 1,75 кВт.
Возможные неисправности и ремонт стартеров газель
Все неисправности стартера, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации Газели, можно условно разделить на две категории: электрические и механические. К первым относятся:
- неисправность (разрядка) аккумуляторной батареи автомобиля;
- нарушение какого-либо из электрических контактов стартера;
- нарушение целостности коллектора стартера или его загрязнение;
- нарушение работы щеток (их загрязнение, недостаточно плотное прилегание к коллектору).
Если при повернутом в крайнее правое положение ключе зажигания стартер не срабатывает (что можно определить по отсутствию характерного гула работающего электромотора), то причина его неисправности, скорее всего, одна из выше перечисленных.
К механическим повреждения стартера относятся все типы поломок моторы, вызванные иго износом или попаданием в него посторонних предметов, не дающих вращаться коллектору, а также износ либо повреждение шестерней редуктора. В этом случае стартер, с большой долей вероятности, придется менять на новый. Однако, точную причину поломки пускового механизма двигателя и способы ее устранения мастер сможет назвать только после проведения диагностики не только стартеры, но и «прозванивания» всей его электрической цепи.
Ремонт стартеров Газель двигателя 405, 402 заключается в их разборке, тщательной промывке всех деталей, зачистке всех контактов и, в случае необходимости, замене износившихся элементов. После чего стартер собирается и мастер осуществляет регулировку мотора.
Кроме того, чтобы усилить его мощность, на моторах газелей последних модификаций установлен стартер с редуктором. Планетарный редуктор, конструкцию которого составляют нескольких цепляющихся друг за друга шестерен, вмонтирован непосредственно в корпус этого устройства. Редуктор многократно, до десяти раз, усиливает проходящее сквозь стартер напряжение, параллельно увеличивая и силу, с которой тот раскручивает коленвал.
Принцип работы механизма запуска двигателя Газели
Когда водитель осуществляет поворот ключа зажигания, переводя его в четвертое положение, происходит замыкание электрической цепи реле, отвечающего за запуск стартера, и стартер начинает производить запуск двигателя. Он начинает раскручиваться, заставляя при этом вращаться коленчатый вал автомобиля. После того, как двигатель начинает устойчиво работать самостоятельно и водитель отпускает ключ зажигания, тот автоматически переходит в третье положение, выключая стартер. Если по причине неисправности замка зажигания этого не происходит, теоретически, стартер должен быстро выйти из строя (ведь скорость вращения коленвала двигателя, работающего на холостых оборотах, почти вдвое превышает скорость стартера). Но на практике этого не происходит – об этом позаботились его конструкторы, снабдив стартер специальной муфтой, которая препятствует раскручиванию стартера коленвалом. Тем не менее, если возвратная пружина замка зажигания по каким-то причинам не сработала, ключ следует перевести в предпоследнее положение вручную: зачем раскручивать стартер без необходимости, приводя его к излишнему износу и вдобавок ко всему без надобности сажая аккумулятор (а потребляет стартер, ни много ни мало, 75А)?
По кинофильмам все мы прекрасно помним, как водители всяких студебеккеров и лорен-дитрихов, чтобы завести мотор, выходили из машины и, вставляя хитро изогнутую ручку под радиатор, раскручивали коленвал вручную. Механизмы ручного запуска ДВС предусмотрены, например, на ряде лодочных моторов и дизелях, предназначенных для выработки электрического тока – в них раскрутка коленвала осуществляется с помощью маховика, приводимого в движение намотанным на него тросом. Ручные механизмы запуска двигателя используются в тех моторах, где отсутствует аккумуляторная батарея. В современных автомобилях подобные механизмы отсутствуют.
Обслуживание стартера
Как и любой другой из агрегатов автомобиля, его стартер требует систематического осмотра и обслуживания. В первую очередь, это проверка всех его электрических контактов: на них не должно быть ни малейших загрязнений либо возникновения окиси, также они не должны быть разболтанными. Ухудшение электропроходимости контактов приводит к возникновению в них повышенного сопротивления, а, так как в процессе своей работы стартер дизельного двигателя потребляет ток большой силы, увеличение сопротивления в электроцепи станет причиной существенного снижения его мощности, которой может не хватить для проворота коленвала.
Так как, напомним, стартер представляет собой обыкновенный электромотор, то и все операции по его обслуживанию ничем не отличаются от обслуживания других электрических двигателей. Если вы заметили, что запуск двигателя вашей Газели стал осуществляться не столь резво, как раньше, то, скорее всего, причина тому кроется, скорее всего, в механизме стартера. Разобрав стартер, первым делом внимательно осмотрите его коллектор и щетки. Последние должны беспрепятственно перемещаться в щеткодержателях, выступая над ними не менее, чем на 5 мм. Если на коллекторе вы обнаружите загрязнения или окалину, коллектор можно очистить при помощи мелкой шкурки или пасты ГОИ. В ряде случаев требуется проточка коллектора стартера на токарном станке.