Каждый автовладелец уделяет особое внимание исправности своего авто, особенно, если речь идёт о столь интенсивно эксплуатируемых коммерческих моделях, как Газели. Немаловажно своевременно уделять внимание состоянию ходовой части машины, так как она является одним из наиболее уязвимых элементов в устройстве Газелей.
Впрочем, определить точный срок их замены не представляется возможным — кому-то она требуется каждые 30 тысяч километров, а кому-то хватает на 200 000км.
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на состояние шкворней, стоит назвать:
- своевременность смазки шкворневых соединений — если периодичность недостаточна, они быстрее изнашиваются;
- грязь из-под колёс, которая попадает во втулки, в результате шкворень часто намертво «прикипает» к посадочному месту и выбить его потом может быть непросто;
- агрессивное вождение на неровностях — основная причина образования люфтов;
- техническое состояние рулевой тяги, колёс, правильное выполнение развала схождения и работы с другими смежными узлами.
Когда нужен ремонт шкворней на Газели
О том, что шкворни пора менять, «на ходу» расскажет стук в подвеске. Удостовериться в том, что источник неисправности именно в этом элементе, несложно. Необходимо вывесить передние колёса Газели, после чего покачать каждое из них в направлении вверх-вниз. Если ощущается люфт, то есть вы заметили, что верхняя тормозная скоба перемещается более чем на 0,5 миллиметров — узел пора менять.
Операцию можно повторить, не вывешивая, а вывернув колёса в максимальное положение — в таком состоянии хорошо видно движение поворотного кулака.
Этапы разборки шкворневого соединения на Газели
Самый сложный момент в ремонте шкворней — это разбор соединения.
Последовательность действий выглядит следующим образом:
- Передние колёса автомобиля необходимо вывесить;
- Масло из переднего моста полностью сливается;
- Передние колёса снимаются, машина устанавливается на упоры;
- Снимается подшипник шкворня — требуется открутить болты крепления, которые находятся на крышке;
- Снимается крышка подшипника, а также прикрепленная к ней пресс-маслёнка;
- Суппорт закрепляется в удобном положении — для этого нужно открутить болты крепления тормозной скобы, а сам суппорт закрепить проволокой;
- Амортизатор полностью снимается;
- Откручивается гайка крепления поперечной тяги к рычагу — чтобы не потерять, её оставляют на резьбе пальца;
- Палец выпрессовывается с помощью молотка — поворотный рычаг служит опорой;
- После откручивания гайки палец можно вынуть из отверстия поперечной тяги;
- Гайка крепления стопора откручивается, а сам стопор выбивается с помощью молотка. Лучше использовать инструмент из мягкого металла, чтобы не повредить элемент;
- Далее сам шкворень выбивают из соединения — выбивать нужно сверху вниз.
Основная проблема может быть в том, что шкворень плотно «прикипел» к посадочному месту и выбить его таким образом нет никакой возможности — размаху кувалды мешает колёсная арка. Если так происходит, специалисты обычно используют один из следующих методов:
- Соединение отмачивают в керосине;
- Используют газовую горелку и подогревают шкворневое соединение;
- Полностью выкатывают балку и выбивают шкворни на опоре, где размаху кувалды ничего не мешает.
Как происходит ремонт шкворня после демонтажа поворотного кулака на Газели?
После демонтажа кулака его ремонтируют следующим образом:
- Демонтируют опорный подшипник, а также защитный колпак с него;
- Достают уплотнительное кольцо — находится в верхней проушине опорного кулака;
- После выбивания втулок, отверстия очищают и запрессовывают в них новые втулки. Для того чтобы не повредить их нужно использовать оправку;
- Затем втулки разворачивают так, чтобы они были соосны. Для этого необходимо использовать развертку.
Важно, чтобы шкворень при установке входил во втулки с небольшим усилием, однако, именно с небольшим. Если его забивать и сажать очень плотно, после такого ремонта будет трудно повернуть руль — соединение со временем разболтается, однако слишком усердствовать все же не стоит.
Такая ситуация опасна тем, что может быть повреждено посадочное место шкворня на балке — в этом случае ремонт будет значительно более дорогостоящим.
По окончании работ все части шкворневого соединения очищают керосином — эта операция позволяет существенно продлить жизнь отремонтированного шкворня. Затем выполняют смазку шкворня — для этого используются Литол-24.
Сборка шкворневого соединения после ремонта
Последовательность операций при сборке выглядит следующим образом:
- Вставить шкворень в проушину кулака так, чтобы его смазочная канавка была расположена снизу;
- Одеть на него опорный подшипник;
- Установить поворотный кулак на балку. При выполнении данной операции важно контролировать соосность отверстий — делать это можно через верхнюю проушину кулака;
- Далее шкворень продвигают вверх, пока отверстие под стопор не совпадёт с лыской;
- После этого все соединения спринцуются смазкой Литол-24;
- Далее выполняют окончательную сборку всех элементов.
После замены шкворня в обязательном порядке необходимо отрегулировать развал-схождение на Газели.
Производить её необходимо спринцовкой с литолом, а выполнять данную операцию рекомендуется не реже, чем каждые 10 000 километров пробега.
Ремонт шкворней: самостоятельно или в нашем сервисе?
Можно ли заменить повреждённые шкворни своими силами? Можно, несмотря на кажущуюся простоту выполнения операции, она таит в себе немало подводных камней. Например, даже выкатив переднюю балку, можно столкнуться с тем, что выбить шкворень из кулака никак не удаётся. Опыт наших специалистов позволит избежать потери времени, которая неизбежна, если вы занимаетесь заменой данного элемента впервые.
Причина заключается в излишне слабом креплении элемента в кулаке или наоборот слишком плотной его посадке при предыдущем ремонте. В таком деле каждая десятая доля миллиметра имеет значение, поэтому для того, чтобы избежать серьезных затрат в будущем, лучше доверить ремонт специалистам. Мастера нашего сервиса постоянно занимаются именно ремонтом шкворневых соединений на Газелях различных моделей, поэтому досконально знают свою работу.
Наконец, мы используем в работе только проверенные качественные запчасти, поэтому ситуация, когда шкворень не будет поворачивать в кулаке из-за заводского брака, у нас полностью исключена.