
Регулировка клапанов любого двигателя – дело весьма ответственное, для того, чтобы доверять эту процедуру только профессионалам. Особенно, когда дело касается относительно нового для российского рынка американского дизельного двигателя Камминз 2.8, устанавливаемого на большинство автомобилей Газель Некст. Поначалу, когда эти машины только-только появились в России, многие автосервисы даже не брались за эту работу. Но со временем появились и отечественные специалисты, способные с закрытыми глазами разобрать и собрать их двигатель.
Как и зачем производят регулировку клапанов Газель Некст
Сама по себе эта операция несложная. Производят ее на холодном двигателе, когда зазор между клапаном и цилиндром максимальный. Чтобы его измерить, используют специальный плоский щуп определенной толщины (для разных двигателей используют разные щупы, ведь величина этого зазора, называемого тепловым, у двигателей разных моделей разная – она указывается производителем в техническом описании двигателя). Если тепловой зазор не соответствует норме, его увеличивают или уменьшают, затягивая либо, наоборот, ослабляя специальные регулировочные болты. В результате мастер добивается такой величины теплового зазора, чтобы щуп входил в него под небольшим усилием. Регулировке подлежат как входные, так и выходные клапана. Таким образом, регулировка клапанов Газель Некст состоит из последовательно выполняемых восьми таких операций – по две на каждый цилиндр.
Смысл этой операции состоит в том, чтобы на работающем двигателе клапана закрывали цилиндр максимально герметично, то есть, чтобы этих зазоров не было вовсе.
Дело в том, что в процессе работы детали двигателя нагреваются, а, как мы все знаем из школьного курса физики, нагреваясь, металл расширяется – слегка изменяют свою геометрию и сами цилиндры, и их клапана. Двигатель же сконструирован же таким образом, чтобы геометрия его компонентов была идеальной именно в горячем состоянии, а производители двигателя рассчитали, каким должно быть положение клапанов и цилиндров друг относительно друга на холодном моторе. В противном случае, регулировку клапанов пришлось бы производить на неостывшем моторе, а это, во-первых, неудобно – все-таки регулировка восьми клапанов занимает определенное время; а во-вторых, просто опасно.
Делается это не только для того, чтобы масло в двигателе разогрелось, вязкость его уменьшилась и она начало лучше выполнять свою основную функцию – защиту деталей двигателя от трения. Но и затем, чтобы дать возможность хорошенько прогреться и самому мотору, в частности, клапанам и цилиндрам – тогда они обретут правильную геометрию и двигатель будет работать с максимальной отдачей. Вы, наверное, обращали внимание по стрелка тахометра, что у холодного двигателя холостые обороты заметно выше, нежели у прогретого. Так вот, это происходит именно по причине того, что клапана начинают максимально плотно прилегать к цилиндрам только спустя какое-то время после запуска двигателя.
Последствия некачественной регулировки клапанов
Но даже не это самое страшное: такое положение дел неминуемо ведет к снижению ресурса всего мотора в целом. Так, при недостаточных зазорах клапана и их седла будут подгорать, а при больших, когда клапаны открываются не полностью, они будут стучать о цилиндры, провоцируя и их ускоренный износ, и собственный. Но и это еще не все неприятные последствия неотрегулированных клапанов. Турбине придется работать одновременно и с большей нагрузкой, и с меньшей эффективностью, что также существенно сократит срок ее службы.
Изначально регулировку клапанов осуществляют на заводе в процессе сборки двигателя, затем точность настроек тепловых зазоров проверяется в процессе предпродажной подготовки автомобиля. Однако, при обкатке, когда детали двигателя только-только притираются друг к другу, настройки эти быстро сбиваются. Поэтому в первый раз в процессе эксплуатации автомобиля регулировку клапанов осуществляют даже не на первом ТО, когда производится первая замена моторного масла, а на нулевом – после двух тысяч километров пробега. Результаты этой регулировки не может не заметить даже самый неопытный водитель: автомобиль, как по мановению волшебной палочки, становится резвее, а двигатель при этом начинает работать ровнее и тише.
Периодичность регулировки клапанов Газель Некст
Как часто вообще требуется регулировка клапанов Газель Некст? Однозначно ответить на этот вопрос трудно – все зависит от условий эксплуатации автомобиля: насколько полно он загружается, по каким дорогам ему приходится ездить, каков стиль управления автомобилем. Понятно, что перегрузки, езда по некачественным дорогам и, тем более, по бездорожью вкупе с агрессивным стилем вождения его владельца существенно сбивают настройки клапанов. Но даже у автомобиля, по большей части стоящего в гараже, клапана со временем разрегулируются, ведь металл, из которого они изготовлены, подвержен не только износу, но и коррозии. Точность настроек клапанов имеет и сезонную зависимость – в межсезонье, когда высоки перепады влажности и температур, они сбиваются быстрее.
Считается, что проверять точность теплового зазора клапанов грузового автомобиля и, в частности, Газели Некст, необходимо через каждые 10-15 тыс. км. пробега (у легковых автомобилей, двигатели которых испытывают меньшие нагрузки, периодичность этой процедуры менее высокая) и делать это целесообразно одновременно с плановой заменой масла. Но, строго говоря, цифра эта весьма условна – необходимость регулировки клапанов Газель Некст может возникнуть и раньше. Понять это можно по следующим симптомам:
- необоснованное снижение мощности двигателя;
- увеличение громкости работы двигателя даже на холостых оборотах, появление в звуке работающего мотора посторонних стуков или свиста;
- увеличение расхода топлива;
- усиление вибрации работающего мотора;
- изменение количества и качества выхлопа – дым становится более густым и темным.
При первом же признаках некорректной работы двигателя необходимо немедленно провести его диагностику и, прежде всего, проверить точность настроек зазоров клапанов. Эту процедуру, при наличии щупа и понимании, каким этот зазор должен быть в идеале, можно провести самостоятельно, а вот саму регулировку клапанов лучше доверить специалисту – уж больно много неприятностей могут доставить неотрегулированные клапана.