
ЗМЗ-402 двигатель хоть и старенький (первая его модификация появилась еще в 1968 году – этот мотор, рассчитанный на 92-й бензин, стоял на легендарных «волгах» ГАЗ-21), но за полвека прекрасно себя зарекомендовавший как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Главные его достоинства – относительно невысокая стоимость, выносливость (ЗМЗ способен выдерживать такие перегрузки, которые могут запросто загубить более современный двигатель, – перегрев или долговременная работа на повышенных оборотах), простота обслуживания и ремонта и мощность, достаточная даже для среднетоннажного грузовика. При этом сам двигатель достаточно компактный и, будучи почти полностью изготовлен из алюминия, весьма легкий. К недостаткам ЗМЗ-402 следует, в первую очередь, отнести малое количество цилиндров (их на двигателе всего четыре), что сказывается не столько на мощности мотора, сколько на плавности его работы.
Неприхотливость этого мотора обусловлена, в немалой степени, отсутствием в нем сложных электронных схем и разнообразных механизмов, упрощающих эксплуатацию мотора и присущих большинству бензиновых и дизельных двигателей последних поколений. Например, в ЗМЗ-402 отсутствует гидрокомпенсатор, который без стороннего вмешательства следит за тепловым зазором клапанов. Это устройство, установленное, кстати, на многих модификациях двигателя Камминз (его можно встретить на Газели Некст), изменяет свою длину на величину теплового зазора, благодаря чему необходимость в систематической проверки этого параметра и, в случае необходимости, регулировке отсутствует.
Все эти новые приспособления хоть и упрощают обслуживание двигателей, но при этом и усложняют его ремонт в случае серьезных поломок. И что лучше – вопрос, скорее, философский, нежели технический.
Регулировка клапанов 402 двигатель газель
Чтобы понять, для чего нужно время от времени регулировать клапана и как происходит этот процесс, нужно понимать, хотя бы в общих чертах, устройство цилиндров двигателя внутреннего сгорания, которое примерно одинаково и для бензиновых, и для дизельных моторов.
Что такое тепловой зазор и зачем он нужен
Каждый цилиндр имеет два отверстия: впускной и выпускной. Первый служит для впрыска в цилиндр топлива (в бензиновых двигателях) или топливовоздушной смеси (в дизельных моторах); второй – для выхода выхлопных газов. Открываются и закрываются эти отверстия посредством клапанов, причем происходит это в четко определенный момент. Понятно, что чем герметичнее клапан прилегает к цилиндру, тем точнее работает двигатель, тем выше его КПД и, соответственно, мощность. Проблема состоит в том, что в процессе работы двигатель достаточно сильно нагревается, его металлические детали при этом, в соответствии с законами физики, расширяются (в т.ч. цилиндры и клапана), и, если в холодном состоянии клапана герметично закрывают входное и выходное отверстия цилиндров, но в нагретом эта герметичность нарушается. И наоборот: если отрегулировать клапана таким образом, чтобы при нагревании они плотно прилегали к цилиндрам, то в холодном состоянии между ними и цилиндрами будет оставаться зазор. Величина этого зазора определяется производителем мотора (для каждого двигателя она своя) и подлежит регулировке.
К сожалению, процесс регулировки клапанов невозможно производить ни на разогретом двигателе (в процессе его остывания меняется и геометрия деталей), ни, тем более, на работающем моторе. Но, зная величину теплового зазора, можно выставить его требуемую величину на остывшем двигателе. Для этого мастера автосервисов используют специальные щупы различной толщины. Если тепловой зазор клапана выставлен верно, то щуп должен входить в него с небольшим усилием. Если он проходит легко, значит, величина зазора выше нормы; если чересчур туго или не входит вообще, – ниже.
Клапаны выполняют в двигателе весьма ответственную функцию: они отвечают за дозирование и своевременную подачу горючей смеси в цилиндре и своевременный и полный выход отработанных газов. От качества их регулировки зависит, насколько хорошо они будут с этими функциями справляться, поэтому и за размерами тепловых зазоров клапанов нужно регулярно следить и в случае их нарушения своевременно регулировать.
Как часто следует производить регулировку клапанов ЗМЗ-402
Как мы уже говорили, проверку величины теплового зазора клапанов двигателя ЗМЗ-402 следует проводить каждые 20-25 тыс. км. пробега. Однако, нарушения теплового зазора могут произойти и раньше – на их регулировку оказывают влияние такие факторы, как режим работы двигателя (если Газели приходится часто работать в режиме перегрузок, то и нарушения регулировок ее клапанов будут происходить с меньшей периодичностью); качество дорог (неровные дороги одинаково отрицательно сказываются на ресурсе всех систем автомобиля); стиль управления автомобилем (езда на повышенных оборотах, дрифтинг – все это дополнительно способствует разбалтыванию клапанов).
Понять, что регулировка клапанов 402 двигатель Газель необходима, можно по следующим признакам: затруднение запуска двигателя; значительное усиление шума работающего двигателя даже на самых малых оборотах; появление в процессе работы двигателя неприятного запаха гари; увеличение и изменение цвета выхлопа; существенное беспричинное увеличение расхода топлива; появление стука клапанов (это случается, когда тепловой зазор становится значительно ниже нормы – в этом случае клапана могут и обгореть, и существенно деформироваться, что потребует их незамедлительной замены).
К тому же для того, чтобы только добраться до впускных и выпускных клапанов двигателя ЗМЗ-402, от мастера требуется немалый опыт и сноровка. Так, первым делом вам предстоит снять вал газораспределения, затем толкатели и рокера, потом удалить т.н. сухари, а это непросто. Дело в том, что в клапанном механизме Газели установлены очень мощные пружины, и если одна из них не вовремя сработает, то эти сухари разлетятся неведомо куда. А ведь собственно к процессу регулировки вы еще даже и не приступили…
К тому же, если вы долго пренебрегали процедурой проверки теплового зазора, вероятность того, что для приведения клапанов в надлежащее состояние вам потребуется наличие целого ряда запчастей, а они в автосервисе практически всегда есть в наличии.