Как у человека бытие определяет сознание, так у автомобиля назначение определяет конструктивные особенности. За основу трансмиссии Валдая взята не газелевская, а старая надежная ГАЗовская коробка передач, дополненная импортным однодисковым сцеплением. Да за основу шасси и системы рулевого управления Валдая взята рама классического пятинного грузовика, что делает автомобиль значительно более прочным и выносливым, нежели Газель.
Замена шкворней на Валдае
Но это вовсе не означает, что ремонты ходовой Валдаю требуются реже. Да, он прочнее, но и его ходовая часть испытывает куда более серьезные нагрузки, а потому требует регулярного технического обслуживания, а то и серьезных ремонтов. Мы говорим о стандартных для поддержания технического здоровья автомобиля процедурах, включающих в себя регулярные осмотры состояния шкворней, а в случае необходимости, и их замене.
Шкворень и симптомы его неисправности
Шкворень представляет собой стержень шарнира в соединении передних колес и наконечников рейки и является осью поворота управляемого колеса. Хоть эта деталь и изготавливается из особо прочной легированной стали, но она подвергается столь сильным нагрузкам в процессе эксплуатации автомобиля, что изнашивается достаточно быстро. Добавьте к этому состояние российских дорог, которые в большинстве своем далеки от идеальных, и вы поймете, почему жизнь шкворня на Валдае не превышает в среднем 50 тыс. км. пробега.
Сигналами, оповещающими владельца Валдая о том, что шкворень пора заменить, могут быть следующие:
- посторонние звуки, возникающие сперва при езде по неровной дороге. Чаще всего это стук, который усиливается, когда машина преодолевает неровности, либо, наоборот, высокочастотный скрип, который возникает либо периодически, либо звучит постоянно. Впоследствии симптом усиливается – посторонний звук слышен непрерывно даже при езде по дороге с качественным покрытием, а сам стук или скрип со временем становится все громче.
- нарушение развала колес. Если шкворень сильно изношен, развал становится отрицательным, то есть нижний край колеса вылезает наружу. Справедливости ради отметим, что изношенный шкворень может давать и обратный эффект, но такие случаи крайне редки.
- на колесе с изношенным шкворнем образуется ощутимый люфт, правда, чтобы обнаружить его, нужно либо загнать автомобиль на подъемник, либо поднять с помощью домкрата так, чтобы исследуемое колесо не касалось земли. Если, слегка подергав колесо руками, вы ощутите, что оно словно болтается на оси, значит, с его шкворнем случилась беда.
Обнаружить неисправность шкворня можно и на более ранней стадии по неравномерности износа передних колес (в большей степени стирается внешняя или внутренняя сторона протектора) и по тому, что автомобиль перестал ровно держать направление и водителю приходится постоянно «подруливать», чтобы не уехать в кювет или на встречку. Оба эти симптома свидетельствуют о нарушении развала схождения колес. Да, но при чем же тогда здесь шкворень? А при том, что нарушение этих параметров произошло из-за его износа или поломки.
И, наконец, третий признак поломки шкворня Валдая: для поворота руля водителю приходится прикладывать более сильное, нежели обычно, усилие. Если после проверки работоспособность гидроусилителя руля последний окажется полностью исправным, то, скорее всего, решение проблемы кроется в замене шкворня.
Чтобы максимально продлить срок службы это детали, необходимо следить за тем, чтобы он всегда был хорошо смазан и регулярно, в идеале, каждые 5 тыс. км. пробега, вдавливать смазку во внутренности детали при помощи специального шприца.
Причины поломки шкворня
Среди основных причин, вызывающих поломку шкворня, можно назвать следующие две:
- изменение геометрии втулки шкворня, благодаря чему она либо затирается, либо, наоборот, начинает проворачиваться в месте, где находятся бобышки кулака. В этом случае замене подлежит и кулак, и втулка;
- устойчивое загрязнение или коррозия опорного подшипника шкворня (именно об этом свидетельствует появление скрипа в области передних колес). Коррозия подшипника может возникнуть, если автомобиль долгое время не эксплуатировался. Если вовремя не произвести тщательную чистку подшипника, то загрязнение приведет к ускорению процесса его износа и, соответственно, к необходимости замены. Для чистки подшипника можно воспользоваться смесью бензина и трансмиссионного масла. По завершении процедуры подшипник необходимо обильно смазать.
Замена шкворней Валдай
Доверяйте диагностику и замену шкворней на Валдае специалистам автосервиса – только в этом случае вы будете уверены, что ни одна неисправность не ускользнет от внимания специалиста и автомобиль вернется к вам в полностью исправном состоянии.
Замена шкворня на Валдае производится следующим образом. Автомобиль устанавливается на эстакаду, колесо с неисправным шкворнем поднимается при помощи домкрата и снимается. В результате этого у мастера появляется возможность добраться до крепления сошки рулевой тяги и снять ее. Под ней и находится сам шкворень. Для выпрессовывания верхней крышки шкворня используется съемник. Точно так же выпрессовывается и нижняя крышка и шкворень разбирается. После того, как корпус поворотного кулака будет самым тщательным образом очищен от загрязнений, в него помещается сперва нижняя крышка нового шкворня, затем предварительно смазанный шар. После чего впрессовывается верхняя крышка шкворня и устанавливается сошка рулевой тяги. Перед тем, как поставить на место колесо, новый шкворень еще раз смазывается при помощи шприца.
Процедура эта достаточно сложная и требует от мастера специальных навыков вкупе с физической силой – не забывайте, что мы имеем дело с активно эксплуатирующимся грузовым автомобилем, большинство из соединений деталей которого закисли вследствие долгой эксплуатации.
Важно: запрессовка крышек шкворня – дело тонкое и ответственное: любой ее перекос влечет за собой быстрый износ всего механизма, поэтому производить замену шкворня на Валдае самостоятельно – это подвергать свой автомобиль риску ухудшить его управляемость.
Не стоит забывать и еще об одной важной вещи: даже менее серьезные, чем замена шкворня, вмешательства в подвеску и рулевой механизм автомобиля требуют проверки развала схождения колес, в случае же замены шкворня стопроцентно потребуется дополнительная регулировка этих параметров.